ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
DOI:
https://doi.org/10.25806/uu12022146-155Ключевые слова:
Машиностроительные предприятия, детерминанты конкурентоспособности, стратегический анализ, цифровая экономика, особенности деятельности.Аннотация
Проведено исследование характера влияния на проведение стратегического анализа машиностроительных предприятий современных особенностей их деятельности в условиях цифровой экономики. Выявлена и проведена группировка данных особенностей, определена направленность их влияния в рамках постановки проблем стратегического анализа деятельности предприятий машиностроения. Выявлено преобладающее влияние структурно-организационного признака среди данных предприятий, генерирующих высокую добавленную стоимость при производстве сложной технической продукции. На основе модели ключевых детерминант конкурентоспособности, предложенных М.Портером, проведено исследование привлекательности отрасли машиностроения в условиях цифровой экономики. Рассмотрены отличия использования этой модели применительно к условиям хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий, вынужденных функционировать в условиях ограничительных мер и высокой степени неопределенности. Цель исследования. Изучить и выявить актуальные особенности производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий, влияющие на проведение их стратегического анализа, провести их ранжирование и группировку, чтобы обоснованно определить направленность их влияния в целях формирования политики устойчивого развития. Методы исследования: статистические и динамические, количественные и качественные, сценарный анализ, содержательная экономическая интерпретация явлений хозяйственной практики современных предприятий машиностроения.
Список литературы
Яковлев Г.И., Стрельцов А.В. Оценка потенциала развития машиностроительного комплекса в условиях цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 8-2. С. 301-308. [Электронный ресурс]. URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=1289 DOI: 10.17513/vaael.1289.
Яковлев Г.И. Системные свойства конкурентоспособности предприятий промышленности в мирохозяйственных связях/Г.И. Яковлев // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2007. № 4 (30). С. 193-201.
Кузнецов В.П., Гарина Е.П. Формирование стратегии устойчивого развития предприятия машиностроения на основе развития коммерческой политики реализации промышленной продукции // Экономические и гуманитарные науки. 2019. № 1 (324). С. 102-109.
Портер М. Конкурентная стратегия: методики анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес букс, 2001. 571с.
Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ./ Под ред. Зайцева Л.Г., Соколовой М.И. М.: «Банки и биржи», 1997. 176 с.
Andrews K. The Concept of Corporate Strategy, Irwin, Homewood, Illinois: Dew Jones-Irwin, 1987.
Prahalad C.K., Hamel, G. The core competence of the corporation, Harvard Business Review. 1990. vol. 68. no. 3. P. 79-91.
Selznick P. Leadership in Administration, New York: Harper, 1957.
Ansoff H.I. Corporate Strategy / assisted by Edward J. McDonnell, Rev. ed., London: Penguin, 1987.
Learned E.P., Christensen R.C., Andrews K.R., Guth W.D., Business Policy: Text and Cases, Richard D. Irwin, Inc., Homewood, Illinois, 1965 (revised edition 1969).
Тулеметова А.С., Жанакова Н.Н. Анализ основных тенденций развития машиностроения в мире и Казахстане // Экономика: стратегия и практика. 2019. № 3/141. С. 102.
Баронина Ю.А. Современные производственные стратегии европейских автомобильных ТНК // Вестник Института Экономики Российской Академии Наук. Институт экономики РАН. 2019. № 1. С. 159-174. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10011.
Панфилова Е.Е. Принятие стратегических решений в интегрированной промышленной организации // Российское предпринимательство. 2012. № 1 (99). С. 78-84.
Кобзев В.В., Измайлов М.К. Состояние машиностроительного комплекса, проблемы и особенности воспроизводства основных фондов // Организатор производства. 2017. Т. 25. № 1. С. 70.