ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Авторы

  • Е.В. Замиралова ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева"
  • К.В. Дюкова Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu6202028-35

Ключевые слова:

управление социальной защиты населения, риск-ориентированный подход, система менеджмента качества, количественная оценка рисков, нежелательные события, меры социальной поддержки, трудозатраты, финансовые потери, ГОСТ Р ИСО 9001-2015, процессы

Аннотация

Вопросы повышения качества социальных услуг населению имеют практическую ценность и востребованность на государственном уровне. Учитываю специфику деятельности организаций, относящихся к социальной защите населения, имеет смысл рассматривать практическое применение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 на конкретном примере – территориальном отделении (ТО) управления социальной защиты населения (УСЗН). Основной целью исследования является применение одного из требований СМК – риск-ориентированного подхода в ТО УСЗН на основных процессах. Сущность методологии исследования: определение основных процессов СМК; идентификация нежелательных событий процессов; проведение количественной оценки рисков; расчет стоимости затрат на предупреждение возникновения рисков и на устранение последствий в случае возникновении рисков; разработка рекомендаций по повышению качества услуг. Полученные результаты: определен критический риск в процессе «Информирование заявителя» – отсутствие разъяснений по заполнению заявлений, а также значительные риски в основных процессах СМК ТО УСЗН; установлены причины появления рисковых событий; оценены финансовые затраты, подтверждающие необходимость предупреждения появления существенных рисков. Предложены мероприятия по повышению качества оказания услуг населению: создание электронных вариантов заявлений на каждую услугу и их обязательное заполнение; дополнительная проверка права заявителя на предоставление мер социальной поддержки (МСП) смежным специалистом и выделение определенного дня для сбора и отправки документов в уполномоченное учреждение для своевременного предоставления МСП.

Информация об авторах

Е.В. Замиралова, ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева"

Кандидат экономических наук, доцент.

Директор Института заочного обучения СибГУ им.М.Ф. Решетнева

К.В. Дюкова, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Магистрант, 2 курс, направление подготовки 27.04.02 Управление качеством

Список литературы

ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. 32 с.

Дюкова К.В. Актуальность внедрения стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в организациях социальной защиты населения // Проблемы сертификации, управления качеством и документационного обеспечения управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 23 марта 2019 г.). Красноярск: Издательство Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. С. 21-24. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42318066 (дата обращения: 30.12.2020).

Беспалова М.Э. Стандартизация и сертификация социальных услуг как гарант повышения качества социального обслуживания населения // Вестник социального обслуживания Югры, № 2(4), 2013. С.43-45. [Электронный ресурс]. URL: http://rcsur.ru/images/cms/menu/052.pdf (дата обращения: 30.12.2020).

Беспалова М.Э. Система менеджмента качества: от формализма к эффективному управлению, Вестник социального обслуживания Югры, № 1(3), 2013 г. С. 38-41. [Электронный ресурс]. URL: http://rcsur.ru/images/cms/menu/053.pdf (дата обращения: 30.12.2020).

ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М: Стандартинформ, 2015. 53 с.

Корф В.И. Управление рисками в сфере социальной защиты населения // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 1. С. 146-149. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28983961 (дата обращения: 30.12.2020).

Система менеджмента качества организации: коллективная монография / под общ. ред. В.В. Левшиной. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. 208 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35607696 (дата обращения: 30.12.2020).

Королева Д.А. Риск-ориентированный подход в системе менеджмента качества логистической компании // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке: материалы VI Международной научно-практической конференции (Новокузнецк, 02-03 марта 2020 г.). Новокузнецк: Издательство Сибирский государственный индустриальный университет, 2020. С. 219-223. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44151446&selid=44151460 (дата обращения: 30.12.2020).

ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Менеджмент риска. Принципы и руководство. М.: Стандартинформ, 2020. 14 с.

Опубликован

13.05.2021

Выпуск

Раздел

Экономические науки