ОНТОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА»
DOI:
https://doi.org/10.25806/uu6-32021841-847Ключевые слова:
социальная ответственность бизнеса, социально-экономическое развитие, корпоративная социальная ответственностьАннотация
Аннотация. В западной науке концепция социальной ответственности бизнеса начала формироваться в 1950-х гг., когда Хоуард Р. Боуэн сформулировал ряд положений, определивших рамки и направления дискуссий по проблемам социальной ответственности компаний. С тех пор понятие социально ответственного поведения бизнес-субъектов претерпело достаточное количество научных интерпретаций, однако, до сих пор, исчерпывающая характеристика понятия социальной ответственности бизнеса и её структурных элементов отсутствует. Речь идёт в основном о попытках очертить общие границы, направления и тенденции развития изучаемого явления. В настоящей статье, на основе систематизации знаний и обобщении теоретических обоснований различных авторов, уточнено понятие «социальной ответственности бизнеса» с учетом современных требований устойчивого социально-экономического развития территорий. В отличие от существующих подходов к определению данной дефиниции акцентировано внимание на достижении целей устойчивого развития территорий присутствия и разделении бремени финансирования социальной политики в зависимости от совокупного размера ущерба наносимого производственной деятельностью бизнеса.
Список литературы
Кулаков Ю.Н. Теоретико-методологические проблемы экономического анализа // Актуальные проблемы менеджмента предприятий инвестиционно-строительной сферы. Вып. 4 / под ред. проф. Н. Г. Верстиной. М.: МГСУ, 2010.
Evan W.M., Freeman R.E. A Stakeholder Theory of the Modern Corporation: Kantian Capitalism. Ethical Theory and Business / Ed. by T.L. Beauchamp, N.E. Bowie. Englewood Cliffs. NJ: Prentice Hall, 1988. 104 р.
Старикова Л. Н., Трапезникова И. С. Социальная ответственность бизнеса в социально-экономическом развитии территории минерально-ресурсных кластеров. М.: Директ-Медиа, 2019. 250 с.
Большой экономический словарь / под ред А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. С. 369.
Багудина Е.Г., Архипов А.И. Экономический словарь. М.: Проспект, 2009. С. 267.
Формирование концептуальных основ корпоративной социальной ответственности. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2010. 312 с.
Минин И.А. К вопросу о понятии корпоративной социальной ответственности // Адвокат. 2009. № 6. С. 60-64.
Carroll A.B. Corporate Social Responsibility: Evolution of Definitional Construct. Business and Society. 1999. Vol. 38. № 3.
The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership. Brussels, Belgium, 2000.
Кричевский Н.., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. 216 с.
Davis K. Can Business Afford To Ignire Social Responsibilities? California Management Review. 1960. Vol. 2. № 3. P. 70-76.
Канаева О.А. Корпоративная социальная политика: теория и практика управленческих решений. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. 364 с.
Зверева Т. В. Социальная ответственность как способ гармонизации интересов бизнеса и власти // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 4. С. 86-93.
Сапрыкина О.А. Многоуровневая оценка результативности деятельности организации в области корпоративной социальной ответственности // Транспортное дело России. 2012. № 5. С. 74-78.
Европейская комиссия. Корпоративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчёт. Рекомендации Ассоциации менеджеров // Ассоциация менеджеров. [ Электронный ресурс]. URL: www.amr.ru (lата обращения: 22.05.2021).
Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. С. 15.