Анализ сравнительного преимущества и экспортной специализации российских товаров в товарообороте стран БРИКС

Авторы

  • Ю.Н. Горбунова ФГБОУ ВО Самарский государственный технический университет
  • Р.Р. Иксанов Самарский государственный технический университет
  • И.Г. Сысуева Колледж СамГТУ

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu12-420221233-1242

Ключевые слова:

международная торговля, страны BRICS, экспорт, сравнительное преимущество в торговле, индекс Балассы, товарооборот

Аннотация

В системе международной торговли объединение БРИКС приобретает все большее значение. Для анализа взаимной торговли товарами стран БРИКС в статье приводятся расчеты по экономическим моделям, определяющим сравнительное преимущество страны в международной торговле. К таким моделям относятся: индекс Балассы (Balassa, 1965) и симметричная модификация индекса Балассы (Revealed Symmetric Comparative Advantage – RSCA), разработанная экономистом Келдом Ларсеном (Keld Laursen, 1998), позволяющие определить сравнительное преимущество страны в торговле товарами, индекс торгового баланса (Trade Balance Index – TBI), предложенный Жераром Лафеем (Gerard Lafay,1992) и группировка товаров по сравнительному преимуществу и  экспортной специализации (Widodo, T., 2008). Группировка российских товаров на карте Т. Видодо позволила наглядно продемонстрировать изменение их характеристик одновременно по двум критериям: экспортной специализации и сравнительным преимуществом в торговом товарообороте стран БРИКС. Предлагаемая модель взаимной торговли России и Китая демонтрирует потенциальную выгоду для российской экономики. Продвижение экспортных товаров на основе определения сравнительных преимуществ создает основу для достижения целевых показателей союза БРИКС, способствуя расширению возможностей доступа на рынки и содействию развития связей между рынками стран, входящих в союз.

Список литературы

Мантусов В.Б., Растянникова Е.В. Место и роль БРИКС в мировой экономике в условиях финансово-экономического кризиса: монография, 2013. 149 с.

Макаревич Д.А. Страны БРИКС в мировой экономике. Перспективы развития // Управление экономическими системами. 2015. № 19. С. 9.

Гнидченко А.А. Декомпозиция роста экспорта на экстенсивную и интенсивную со-ставляющие с учетом сравнительных преимуществ // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 4 (24). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.econorus.org/pdf/NEA-24.pdf (дата обращения 18.12.2022).

Revealed Comparative Advantage and the Alternatives as Measures of International Specialisation - Keld Laursen, 1998. [Электронный ресурс]. URL: https://wp.druid.dk/wp/19980030.pdf (дата обращения 10.12.2022).

Widodo T. «Products Mapping» and Dynamic Shift in the Patterns of Comparative Ad-vantage: Could India catch up China? [Электронный ресурс]. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/78171/1/MPRA_paper_78171.pdf (Дата обращения: 12.12.2022).

Бородин К.Г. Теории международной торговли и торговая политика // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 1. С. 9-18.

Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2019 году. [Элек-тронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/itogi_vneshneekonomicheskoy_deyatelnosti_rossiyskoy_federacii_v_2019_godu.html (дата обращения 30.11.2022).

Минэкономразвития России. Внешняя торговля России со странами БРИКС (10.07.2014). [Электронный ресурс]. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/201407105 (дата обра-щения 30.11.2022).

Статистика внешней торговли. [Электронный ресурс]. URL: http://trendeconomy.ru (да-та обращения 30.11.2022).

Лычкина Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное по-собие. М.: ИНФРА-М, 2012. 142 с.

Газван Р.К., Мараховский А.С., Киселева Т.В. Оптимизационные эконометрические модели национальных экономик. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2017/5/mathematicalmethods/Ghazwan_Marakhovsky_Kiseleva2.pdf (дата обращения: 18.12.2022).

Как Россия и Китай собираются нарастить взаимную торговлю до $200 млрд. [Элек-тронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2022/61fd2b419a7947752427d700 (дата обращения: 10.12.2022).

Китай является самым крупным и самым перспективным покупателем российской продукции. [Электронный ресурс]. URL: https://aspp.ru/press_center/kitay-yavlyaetsya-samym-krupnym-i-samym-perspektivnym-pokupatelem-rossiyskoy-produktsii/ (дата обращения: 30.11.2022).

Загрузки

Опубликован

19.01.2023

Выпуск

Раздел

Экономические науки