ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Авторы

  • Е.А. Алпатова Ростовский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)
  • Н.В. Бережная Южно-Российский институт управления РАНХиГС
  • Л.Г. Орехова ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu320235-12

Аннотация

Статья посвящена историческому развитию системы управления в сфере образования и анализу трансформационной траектории образовательной системы в России, как почвы для формирования модели современного университета в последующем. Особое место уделено сравнительному анализу в различных социо-культурных и политических условиях сферы образования в прошлом и настоящем состоянии системы образования в России. Анализ подобной траектории дает представление о модернизации образовательной системы страны в будущем под воздействием давления со стороны многих факторов внешней среды, обуславливая экономический эффект от проактивного выбора вариаций модификации стратегии развития университета настоящего при переходе к университету будущего. Трансформационная траектория образовательной системы России построена, используя проекции перемещения состояния университета прошлого (с временным лагом равным 100 годам) в состояние современной университетской среды 21 века для формирования перспектив, связанных с внедрением эффективной модели развития современного университета в будущем 22 веке. Анализ вектора трансформирующей проекции проведен из прошлого в настоящее с помощью применения системного оператора или девятиэкранной системы талантливого мышления (методология ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)), который выделял ряд факторов агрессивного воздействия и заставил образовательную систему прошлого трансформироваться в систему образования в настоящее время. Выявленные тенденции в историческом ракурсе позволяют определять и будущую модернизацию образования. Данное исследование является базой для формирования необходимых мер по эффективной модернизации современной образовательной системы с наименьшими экономическими потерями. Своевременный учет изменений модернизации «из прошлого в настоящее» и анализ факторов влияния позволит сформировать стратегическую линию развития и базу для принятия эффективных управленческих решений, позволяющую осуществить переход от современного университета к университету будущего - поставщика трудовых ресурсов с необходимыми профессиональными навыками и компетенциями под запрос нужд государства, бизнеса и общества в будущем.

Список литературы

Алпатова Е.А., Магомедов Д.М. Анализ проявления элементов организационной культуры при работе учебной группы // Инновационный путь развития как реакция на вызовы новой эпохи: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Стерлитамак, 13 декабря 2022 года. Часть 1. УФА: ООО "Аэтерна", 2022. С. 38-41.

Алпатова Е.А., Кривошеев К.Р. Применение интерактивных приемов на практических занятиях по дисциплине «менеджмент» // Традиции и инновации в современной психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 01 декабря 2022 года. Часть 1. Уфа: ООО "Аэтерна", 2022. С. 15-18.

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер, 2017. (Серия «Искусство думать»).

Глущенко В.В. Теория технологических укладов: концептуальных трансформаций в работе университетов в период шестого технологического уклада // Norwegian journal of development of the international science. 2020. № 40-3. С. 5-15.

Дуненкова Е.Н., Онищенко С.И. Развитие инновационного потенциала предприятий в условиях цифровизации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12, № 5-1. С. 278-287. DOI: 10.34670/AR.2022.91.94.021.

Максименко М.Н., Прохорова И.С. Концепция финансирования программ переквалификации кадров в условиях цифровизации экономики // Инновационные технологии управления персоналом в транспортных компаниях: сборник по материалам научно-практической конференции, Москва, 07 апреля 2022 года. М.: ООО "Русайнс", 2022. С. 155-158.

Прохорова И.С., Черненко К.Д., Шаплыхин К.О. Вызовы цифровизации для развития бизнеса в России в условиях пандемии // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации: материалы V-й Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16 февраля 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления. М.: Государственный университет управления, 2022. С. 254-259.

Загрузки

Опубликован

15.03.2023

Выпуск

Раздел

Экономические науки