ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ДОСТУПНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ

Авторы

  • Н.В. Ивашкина Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социаль-но-экономического мониторинга»
  • В.А. Иншаков Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социаль-но-экономического мониторинга»
  • Е.Г. Лезина Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социаль-но-экономического мониторинга»

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu9-22021374-381

Ключевые слова:

финансовые услуги, предприниматели, бизнес, финансовые организации, доступность, возможность выбора, финансовая грамотность, мнения, оценки.

Аннотация

Стремительное продвижение цифровых технологий является рычагом активного развития финансового рынка. В настоящее время спектр финансовых услуг, предлагаемых различными организациям, является достаточно разнообразным и многогранным.  Эффективное использование финансовых инструментов малым и средним бизнесом становится в современном мире залогом его успешного развития. Для компетентного и перспективного применения данных инструментов представителям бизнес-сообщества неизбежно приходится повышать уровень своей финансовой грамотности.

Данная статья подготовлена на основе результатов экспертного социологического опроса «Оценка предпринимательским сообществом состояния конкурентной среды в Республике Мордовия», проведенного в августе 2020 г.  ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (было опрошено 247 респондентов).

Проведенное исследование показало, что финансовые услуги доступны для бизнеса. Предприниматели пользуются в основном услугами различных банков, а также страховых и микрофинансовых организаций. Наиболее популярными финансовыми услугами в предпринимательской среде являются платежи (переводы денежных средств, оплата налогов, товаров, услуг и т.п.). Респонденты довольно негативно оценивают стоимость кредитования и займов, отмечая высокие процентные ставки.

Анализ результатов экспертного опроса позволил авторам сделать вывод о том, что, несмотря на довольно активное развитие рынка финансовых услуг, уровень его доступности и стоимости остается актуальным для предпринимателей.  Необходимо формирование целесообразной налоговой̆ и финансовой̆ политики со стороны государства, а также разработка и внедрение мероприятий по повышению финансовой грамотности представителей бизнес-сообщества.

Список литературы

Тужилова-Орданская Е.В. Понятие финансовой услуги // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 1 (63). С. 149-152.

Traci L. Mach and John D. Wolken Financial Services Used by Small Businesses: Ev-idence from the 2003 Survey of Small Business Finances. [Электронный ресурс]. URL: https://www.federalreserve.gov/pubs/bulletin/2006/smallbusiness (дата обращения: 12.08.2021).

Соломин С.К. Банковский кредит: проблемы теории и практики. М.: Юс-тиц.Информ. 2009. 380с.

Марков Р.И. Развитие финансовых инструментов для финансирования малого бизнес. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/webinar/ (дата обращения: 10.08.2021).

Технологии принятия финансовых решений в предпринимательской сфере: учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 2020. 230 с.

Добжевич Н.Ю. О современных финансовых услугах // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Отв. ред. В.И. Герасимов. М.: 2017. Выпуск 12, Часть 2. С. 251-254.

Евдокимова Ю.В. Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74523 (дата обращения: 20.08.2021).

Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2019/2020. [Электронный ресурс]. URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_2020-red-2n-04-06.pdf. (дата обращения: 17.08.2021).

Загрузки

Опубликован

21.09.2021

Выпуск

Раздел

Экономические науки