К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ

Авторы

  • Л.А. Раменская ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет"

Ключевые слова:

экосистемы бизнеса, цифровые платформы, показатели развития, цифровизация, объединения.

Аннотация

Исследование нацелено на выявление и систематизацию показателей развития экосистем на основе цифровых платформ. Анализ литературы позволил выделить особенности данного типа экосистем, оказывающие влияние на показатели развития, к ним относятся: нулевые предельные издержки создания и распространения цифрового продукта, специфика ценообразования сервисов платформы, особенности создания и извлечения ценности экосистемы. Ключевые финансовые и нефинансовые показатели развития были определены на основе анализа отчетности и презентационных материалов для инвесторов. В качестве финансовых показателей развития экосистемных сервисов все рассматриваемые платформы опираются на динамику выручки непрофильных направлений в относительном и абсолютном выражении. Среди общих нефинансовых показателей можно выделить интеграционные метрики клиентов, характеризующие приверженность пользователей экосистеме. Определено, что прочие нефинансовые показатели отражают специфику стратегии платформы. Анализ экономических показателей экосистемного развития показал, что рост выручки в основном сопровождается устойчивой убыточностью экосистемных направлений. При этом рынок благоприятно воспринимает масштабные инвестиции в развитие экосистем.

Список литературы

Schwab K., Malleret T. COVID-19: The great reset. [Электронный ресурс]. URL: https://straight2point.info/wp-content/uploads/2020/08/COVID-19_-The-Great-Reset-Klaus-Schwab.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

PwC. Global Top 100 companies by market capitalisation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/gx/en/audit-services/publications/assets/pwc-global-top-100-companies-2021.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

Catlin T., Lorenz J.-T., Nandan J., Sharma Sh., Waschto A. Insurance beyond digital: The rise of ecosystems and platforms. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/insurance-beyond-digital-the-rise-of-ecosystems-and-platforms (дата обращения: 15.10.2021).

Choudary S. P., Parker G. G., Van Alstyne M. W. Pipelines, platforms, and the new rules of strategy. Harvard Business Review. 2016. P. 54–62. URL: https://hbr.org/2016/04/pipelines-platforms-and-the-new-rules-of-strategy (дата обращения: 15.10.2021).

Срничек Н. Капитализм платформ. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. 128 с.

Дятлов С.А. Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационно-инновационной экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 2 (86). С. 7–11.

Jacobides M.G., Sundararajan A., Van Alstyne M. Platforms and ecosystems: Enabling the digital economy. World Economic Forum Briefing Paper, Cologny / Geneva. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Platforms_and_Ecosystems_2019.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

Вэриан Х.Р. Экономическая теория информационных технологий // Социально-экономические проблемы информационного общества / Под ред Л.Г. Мельника. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005. С. 214-276.

Яблонский С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. 2013 Т. 11. № 4. С. 57-78.

Eisenmann T., Geoffrey P., Van Alstyne M. Strategies for Two Sided Market. Harvard Business Review. 2006. vol. 84. no. 10. P. 92-101.

Johnson N. Platform vs. linear: Business models 101. [Электронный ресурс]. URL: www.applicoinc.com/blog/platform-vs-linear-business-models-101/ (дата обращения: 20.10.2021).

Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. 2018. vol. 39. no. 8. P. 2255-2276. DOI: 10.1002/smj.2904.

Загрузки

Опубликован

24.11.2021

Выпуск

Раздел

Экономические науки