МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Авторы

  • Д.А. Давлатзода Российско-Таджикского (Славянского) университета

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu10-32021612-622

Ключевые слова:

финансовый контроль, государственное управление, этапы государственного управления, аудит эффективности, общественный финансовый контроль

Аннотация

При написании статьи автор столкнулся с тем, что в настоящее время существует крайне мало трудов и отдельных работ по данной тематике, хотя текущее положение государственного финансового контроля Таджикистана требует срочных корректировок и пересмотра. Это подталкивает  к тому, что тема данной статьи на сегодняшний день является актуальной, и до завершения введения заявленных изменений будет оставаться таковой. В своей статье автор исследует государственный финансовый контроль, как центральную функцию по управлению всем государством.  При этом, значительную долю внимания он уделяет этапам контроля, образующим цикл управления, а также особенностям данной функции, ее целевой направленности и видам.

Изучая нынешнее положение системы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль, автор выявил существенные недостатки  в ней, так и во взаимозависимых аспектах. Например: отсутствие качественной коммуникации, местное законодательство, где закреплено фактически дублирование полномочий некоторых органов, отсутствует разграничение и четкость их полномочий, причем этот факт распространяется и на отдельных должностных лиц, что снижает эффективность работы всей системы в масштабах страны и другие недостатки. Помимо выше перечисленного, автором были отмечены и иные методологические проблемы, в т.ч. подмечены те устои сложившейся системы контролирующих органов, которые необходимо модернизировать и усовершенствовать.

            Акцентируя внимание на актуальном состоянии финансового контроля в Таджикистане, исследователь приходит к выводам о необходимости конкретных изменений.  При верном использовании эти выводы и предложения автора могут не просто помочь модернизировать имеющуюся систему финансового контроля, а создать новую мощную систему, которая приживется именно в данной стране, учитывая ее особенности и характеристики. Таким образом, научную новизну составит пласт личных разработок и предложений автора по совершенствованию методологических и организационных основ системы государственного финансового контроля.

Список литературы

Зокирова Ф.Д. Институциональные предпосылки формирования государственного аудита // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2019. № 2 (25). С. 333-340.

Давлатзода Д.А. Становление и совершенствование государственного финансового контроля в Республике Таджикистан // Интеграция и дифференциация науки и практики в контексте приоритетных парадигм развития цивилизации. 2020. С. 202-204.

Зокирова Ф.Д. Международный опыт организации государственного аудита и ее применение в системе органов государственного финансового контроля Республики Таджикистан // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2019. № 1 (24). С. 266-271.

Рустамзода Д.Ю. Налоговый мониторинг и другие формы налогового контроля в Республике Таджикистан // Мониторинг правоприменения. 2021. № 1 (38). С. 40-45.

Гафуров А.Д. Формирование и развитие финансового права развивающихся стран (на примере Исламской Республики Афганистан, Исламской Республики Иран, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан): монография. Душанбе: Изд-во «Сино», 2017. 352 с.

Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.05.2016 г.).

Рустамов Д.Ю. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов финансового контроля Республики Таджикистан // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2016. № 4 (69). С. 110-117.

Рахимов Г.М., Тулиев М.С. Методологические проблемы аудита и аудиторской деятельности в Таджикистане и пути их решения // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2017. № 3 (18). С. 394-401.

Закон Республики Таджикистан от 22.07.2013 года №993 «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.06.2021 г.).

Бюджетный Кодекс Республики Таджикистан от 29 мая 2004 года №35-ЗРТ (с изменениями и дополнениями).

Хабибулаев А.М. Сравнительный анализ деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации и Республики Таджикистан // Аллея науки. 2019. С. 251-255.

Зокирова Ф.Д. Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией в системе государственного финансового контроля Республики Таджикистан // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Уфа: Издательство Уфимский государственный авиационный технический университет. 2018. С. 36-40.

Бадалов Р., Олимов Р. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Таджикистане: проблемы и пути их решения // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2018. № 3 (22). С. 112-117.

Лимская декларация руководящих принципов контроля: принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901935176 (дата обращения: 01.10.2021).

Давлатзода Д.А. Формирование и правовые основы деятельности институтов финансового контроля в Республике Таджикистан // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 9. С. 455-459.

Загрузки

Опубликован

15.11.2021

Выпуск

Раздел

Экономические науки