ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Авторы

  • В.В. Прохоров Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева
  • В.И. Пантелеев Красноярский государственный аграрный университет

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu11-22021471-477

Ключевые слова:

логистика, транспорт, экономический рост, инфраструктура, голландская болезнь, экономика, закон.

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования транспортно-логистических предпосылок экономического роста России. Впервые вводится в научный оборот закон опережающего развития транспортно-логистической инфраструктуры. 

Как показано в исследовании, важное теоретико-практическое умозаключение о необходимости опережающего развития транспортной отрасли пока находится в узкоотраслевом, транспортном сегменте экономической науки и практики. А это означает, что далеко не всегда оно будет находить свое достойное отображение в практической экономической политике. Если искать аналогий, то можно указать на развиваемый в марксисткой политической экономии закон опережающего (преимущественного) роста производства средств производства. Следование этому закону неизбежно вело к тому, что в советский период при создании пятилетних планов экономического развития страны безусловное внимание уделялось первоочередному развитию I подразделения общественного производства по сравнению со II подразделением.

Авторы приходят к выводу, что необходимы популяризация и дальнейшее исследование проявлений закона  опережающего развития транспортно-логистической инфраструктуры. Важно, чтобы этот закон попал в учебники экономической теории и стал одним из краеугольных при разработке программных и стратегических документов социально-экономического развития России как на федеральном, так и региональном уровне. Делается вывод о необходимости  ревизии учения о «голландской болезни», акцентируя внимание на том, что оно создавалось и развивалось с целью теоретического обоснования превращения развивающихся стран в финансовые колонии ведущих западных держав, прежде всего США, как обладателя основной мировой резервной валюты.

Список литературы

Научно-исследовательский центр имени Олега Григорьева. [Электронный ресурс]. URL: http://neoconomica.ru/theory.php?id=220 (дата обращения: 06.11.2021).

Пантелеев В.И., Прохоров В.В. Анализ опыта по созданию транспортно-логистических предпосылок экономического роста в России // Управленческий учет. 2021. № 4-1. С. 93-98.

Пантелеев В.И., Прохоров В.В. Об использовании средств Фонда национального благосостояния для создания транспортно-логистических предпосылок экономического роста в России // Логистика – евразийский мост: Материалы XVI Международной научно-практической конференции (28 апреля – 01 мая 2021 г., г. Красноярск, г. Енисейск). Красноярск, 2021. С. 135-138.

Хазин М.Л. Воспоминания о будущем. М., 2019.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Изд-во АСТ. 2021. 960 с.

Чупров А. Железнодорожное хозяйство, его экономические особенности и его отношение к интересам страны. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1875.

Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: курс лекций. М., 2019. 759 с.

Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Полн. собр .соч. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1958. XVI, 791 с.

Загорский К.Я. Экономика транспорта. М., 1923. 119 с.

Мачерет Д.А. О законе опережающего развития транспортной инфраструктуры // Экономика железных дорог. 2018. № 7. С. 14-19.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. Проект. [Электронный ресурс]. URL: https://omorrss.ru/upload/files/Проект%20Транспортной%20стратегии%20на%20период%20до%202035%20г..pdf (дата обращения: 29.10.2021).

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 годам с прогнозом на период до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ecovd.ru/wp-content/uploads/2021/08/proekt-transportnoj-strategii-do-35.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

Григорьев О.В. Эпоха роста. Лекции по неокономике. Расцвет и упадок мировой экономической системы. М.: Карьера Пресс, 2014. 448 с.

Пантелеев В.И. Лекарство от «голландской болезни» [Интервью с А.Н. Илларионовым] // Экономика и жизнь. Сибирь. 2005. № 8 (233), апрель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iea.ru/econom_bolesn.php?id=12 (дата обращения: 29.10.2021).

Илларионов А. Реальный валютный курс и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. № 2. С. 19-49.

Гуриев С., Сонин К. Экономика «ресурсного проклятия» // Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 61-75.

Бланк А., Гурвич Е., Улюкаев А. Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики // Вопросы экономики. 2006. № 6. С. 4-25.

Цепин С.А. Есть ли "голландская болезнь" в России // Актуальные вопросы экономических наук. 2008. № 2. С. 56-59.

Силуанов: российская экономика избавилась от "голландской болезни" // РИА Новости. 2019. 15 января.

Бюджетный кодекс Российской Федерации Статья 96.10. Фонд национального благосостояния.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов (одобрено Советом директоров Банка России 25.10.2019).

Путин заявил об исчерпании современной модели капитализма // Новости РБК. 31 октября 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/10/2021/617182b79a7947da0cfe221a (дата обращения: 10.11.2021).

Загрузки

Опубликован

06.12.2021

Выпуск

Раздел

Экономические науки