УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы

  • Л.М. Капустина Уральский государственный экономический университет
  • Н.Б. Изакова Уральский государственный экономический университет
  • Е.И. Коровина Уральский государственный экономический университет

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu12-22021394-403

Ключевые слова:

конкурентоспособность, конкурентные стратегии, доля рынка, российский рынок дорожно-строительной техники.

Аннотация

Рассматривается задача оценки конкурентоспособности и выбора конкурентных стратегий для производителей дорожно-строительной техники в России. Предложен методический подход к оценке конкурентоспособности промышленных предприятий на основе расчета показателей доли рынка, производительности труда, результативности, интегрального показателя эффективности использования ресурсов. Информационной базой исследования послужила справочно-информационная система СПАРК. Определен рейтинг конкурентоспособности компаний на российском рынке дорожно-строительной техники по доле рынка, эффективности использования ресурсов. Предприятия распределены по уровню конкурентоспособности в группы согласно классификации Ф. Котлера: лидеры рынка, претенденты на лидерство, последователи и обитатели рыночных ниш. Для каждой группы конкурентов определены конкурентные стратегии по методологии М. Портера, И. Ансоффа, О. Михалаче и Х. Волберда, С. Хомбурга, А. Фюрста и С. Кенла. Систематизированы меры государственной поддержки предприятий обрабатывающей промышленности.

Список литературы

Chikán A. National and firm competitiveness: A general research model. Competitiveness Review: An International Business Journal incorporating Journal of Global Competitiveness. 2008. Vol. 18 (1/2). P. 20-28.

Четыркина Н.Ю. Конкурентоспособность организации как форма проявления конкурентоспособности // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 31 января 2018 г.): в 2 частях. Часть II. М.: ООО «АР-Консалт», 2018. С. 112-114.

Елсукова Ю.Ю., Хало Л.А. Конкурентоспособность как экономическая категория маркетинга. Методы оценки конкурентоспособности // Философия социальных коммуникаций. 2014. № 4. С. 81-90.

Momaya K.S. The Past and the Future of Competitiveness Research: A Review in an Emerging Context of Innovation and EMNEs. International Journal of Global Business and Competitiveness. 2019. Vol. 14. P. 1–10.

Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016. 947 с.

Дайнеко А.Е. и др. Международная конкурентоспособность реального сектора экономики Беларуси / под науч. ред. А.Е. Дайнеко. Минск: БНТУ, 2020. 228 с.

Котлер, Ф., Армстронг, Г. Основы маркетинга. Профессиональное издание, 12-е изд.: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. 1072 с.

Капустина Л.М., Шибанов Р.С. Конкурентная стратегия уральского предприятия на рынке машиностроительной гидравлики // Урал – драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: материалы II Уральского экономического форума (Екатеринбург, 21-22 октября 2020 г.). Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2020. С. 197-201.

Капустина Л.М., Коровина Е.И. Методика оценки международной конкурентоспособности и разработки конкурентной стратегии национальных предприятий в условиях интернационализации международных компаний // Интеллектуальная собственность: от надежной защиты к эффективному управлению: сборник статей XI международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 30-31 октября 2015 г.). Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2015. С. 29-35.

Капустина Л.М. Международная конкурентоспособность России в развитии Индустрии 4.0 // Новая индустриализация России: экономика — наука— человек — природопользование: сб. науч. тр. VI Уральских научных чтений профессоров и докторантов (Екатеринбург, 5−6 февраля 2019 г.) Екатеринбург : Издательство Уральского государственного экономического университета, 2019. с. 52-58.

Mihalache O.R., Volberda H.W. Business Model Innovation in Transforming Economies: A Co-evolutionary Perspective for a Global and Digital World. Management and Organization Review. May 2021. Vol. 17:2. P. 202-225.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. (дата обращения: 28.11.2021).

Ведомственный проект «Цифровая промышленность». Презентация Минпромторга России. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/vedomstvennyij-proekt-tsifrovaya-promyishlennost.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

Стратегия цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» до 2024 года и на период до 2030 года // Минпромторг России. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!strategiya_cifrovoy_transformacii_obrabatyvayushhih_otrasley_promyshlennosti_v_celyah_dostizheniya_ih_cifrovoy_zrelosti_do_2024_goda_i_na_period_do_2030_goda. (дата обращения: 28.11.2021).

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». [Электронный ресурс]. URL: www.вэб.рф. (дата обращения: 07.12.2021).

Загрузки

Опубликован

28.12.2021

Выпуск

Раздел

Экономические науки