ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Авторы

  • Г.Н. Куцури Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  • А.В. Полунина Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu3-22022290-296

Ключевые слова:

программно-целевое управление, финансово-бюджетная прозрачность, программно-целевое планирование, оперативное управление финансами, общественные финансы.

Аннотация

Основной целью данной статьи является оценка соответствия инструментов программно-целевого управления финансами общественного сектора принципу финансово-бюджетной прозрачности. Для этого были выделены этапы управления общественными финансами (программно-целевое планирование, оперативное управление и финансовый контроль) и проанализированы нормативная правовая база и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети «Интернет» на соответствие обозначенному принципу и выявление проблемных областей. В результате исследования обнаружены проблемы раскрытия информации, публикации данных и необходимости привлечения граждан к участию в бюджетном процессе для повышения роли общественного контроля и партисипативного бюджетирования, для чего обеспечение финансово-бюджетной прозрачности является крайне необходимым. В конце данной статьи сформированы предложения по оптимизации процесса обеспечения прозрачности (открытости) программно-целевого управления общественными финансами.

Список литературы

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.01.2022).

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 21.01.2022).

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.01.2022).

Clark C., Menifield C.E., Stewart L.M. Policy Diffusion and Performance-based Budgeting, International Journal of Public Administration. 2018. vol. 41, no. 7. P. 528-534.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 №786 ««О системе управления государственными программами Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 21.01.2022).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 21.01.2022).

Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2021. 424 с.

Куцури Г.Н. Некоторые вопросы зависимости сбалансированности федерального бюджета от качества бюджетного планирования // Вестник университета. 2020. № 6. С. 94–101.

Тимкин Т.Р. Концепция программно-целевого финансирования расходов бюджета на здравоохранение: дис. … канд. экон. наук. Москва, 2013. 184 с.

Ненюк Е.В. Особенности программно-целевого метода управления расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5. С. 1293–1297.

Дорофеев М.Л. Проблемы реализации программно-целевого метода бюджетных расходов в Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. 2020. Т. 30. № 1. С. 13–21.

Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.01.2022).

Тютюнник И.Г. Совершенствование государственных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов // Экономические стратегии. 2016. № 5. С. 154–159.

Горохова С.С. Национальные проекты Российской Федерации как инструмент достижения стратегических целей и задач государства // Российская юстиция. 2020. № 6. С. 41–44.

Бегчин Н.А., Богачева О.В., Смородинов О.В. Обзоры расходов как инструмент управления общественными финансами в странах ОЭСР: теоретический аспект // Финансовый журнал. 2018. № 3. С. 49–63.

Пенчук А.В. Гармонизация инструментов БОР в условиях внедрения проектного управления бюджетными расходами // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1. С. 220–223.

Солянникова С.П., Бондаренко Н.О. Зарубежный опыт проведения обзоров бюджетных расходов и возможности его использования в российской практике // Финансовая жизнь. 2020. № 3. С. 86–90.

Загрузки

Опубликован

06.04.2022

Выпуск

Раздел

Частные и государственные финансы