ЦИФРОВОЙ КАПИТАЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы

  • Г.С. Мерзликина Волгоградский государственный технический университет
  • Н.О. Могхарбел Волгоградский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu3-32022595-601

Ключевые слова:

цифровой капитал, цифровизация, результативность, умное производство

Аннотация

Цифровизация (использование цифровых технологий) в настоящее время признается обязательным требованием экономического развития и поддержания конкурентоспособности предприятия. Выявлено на основе компаративного анализа методик оценки, что результаты цифровизации измеряются показателями количественными, отражающими обеспечение (распространение) цифровым оборудованием, сетями, программными продуктами, доступом к Интернет ресурсам, базам данных и другим цифровым инструментам; существующие методики не предполагают оценку результативности применения цифровых технологий, оценку отдачи цифровых инвестиций. Предлагается для оценки результативности цифровизации использовать показатель цифрового капитала. Рассмотрены, сопоставлены и проанализированы определения понятия «цифровой капитал», предлагаемые разными учеными. Предложено рассматривать цифровой капитал как совокупность материальных и нематериальных цифровых активов (стоимостная оценка) и цифровых компетенций сотрудников, позволяющая реализовать цифровые технологии и способствующая повышению производительности труда. Рассмотрена возможность и необходимость сочетания цифрового капитала и умного(SMART) производства, определены основные характеристики цифрового капитала в контексте умного производства: конкретные задачи по цифровизации производства: оборудование, инфраструктура, программные продукты, специалисты, измеримость/инструменты: возможная оценка результатов цифровизации (показатели);  достижимость/ресурсы, потенциал: оценка возможности достижения необходимого уровня цифровизации; значимость/формирование иерархии: формирование иерархии целей и задач цифровизации; соотнесение с конкретным сроком/учет фактора времени): учет фактора времени на создание цифрового капитала).

Список литературы

Mainzer K. Technology Foresight and Sustainable Innovation Development in the Complex Dynamical Systems View. Foresight and STI Governance. 2020. vol. 14. no 4. Р. 10–19. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.4.10.19.

Индекс цифровизации бизнеса. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/02/27/1193920132/NTI_N_121_27022019.pdf ( дата обращения 4.03.2022).

НАФИ и Банк Открытие. Индекс готовности российского бизнеса к цифровой экономик. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/en/projects/predprinimatelstvo/indeks-peremen-gotovnost-rossiyskikh-kompaniy-k-tsifrovoy-ekonomike/ (дата обращения 14.03.2022).

World Bank 2016, Digital Adoption Index. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016/Digital-Adoption-Index (дата обращения 12.03.2022).

Remane G., Hanelt A., Wiesboeck Remane G., Hanelt A., Wiesboeck F. Lutz Kolbe Digital maturity in traditional industries – an exploratory analysis. Twenty-Fifth European Conference on Information Systems (ECIS), Guimarães, Portugal, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/316687803_DIGITAL_MATURITY_IN_TRADITIONAL_INDUSTRIES_-_AN_EXPLORATORY_ANALYSIS (дата обращения: 02.03.2022).

Гилева Т.А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 1 (27). С. 38-52. DOI: 10.17122/2541-8904-2019-1-27-38-52.

Крутиков В.К., Гераева Е.В. Цифровой капитал и инновационная предпринимательская деятельность // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3. С. 703-706.

Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов // Медиаскоп. 2020. Вып. 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2020.8.

Massimo Ragnedda M. Conceptualizing digital capital. Telematics and Informatics. 2018. № 35 (8). P. 2366–2375. DOI: 10.1016/j.tele.2018.10.006.

Ragnedda M., Ruiu M.L., Addeo F. Measuring Digital Capital: An empirical investigation. New Media and Society. 2019. 1. P. 1‒24. DOI: 10.1177/1461444819869604.

Prasanna Tambe, Lorin Hitt, Daniel Rock, Erik Brynjolfsson, Prasanna Tambe, Lorin Hitt, Daniel Rock,Erik Brynjolfsson, 2020 DIGITAL CAPITAL AND SUPERSTAR FIRMS Working Paper 28285. DOI: 10.3386/w28285 NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138 December 2020.

Jacques Bughin, James Manyika Measuring the full impact of digital capital. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-telecommunications/our-insights/measuring-the-full-impact-of-digital-capital( дата обращения 14.03.2022).

Сайт компании IT-Enterprise. [Электронный ресурс]. URL: https://www.it.ua/ru/knowledge-base/technology-innovation/smart-factory (дата обращения 24.02.2022).

Zhong R.Y., Xu X., Klotz E., Newman S.T. Intelligent Manufacturing in the Context of Industry 4.0. A Review Engineering. 2017. № 3 (5). P. 616-630. DOI: 10.1016/J.ENG.2017.05.015.

Wang S., Wan J., Zhang D., Li D., Zhang C. Towards smart factory for industry 4.0: ComputerNetworks. 2016. № 101. P. 158-168. DOI: 10.1016/j.comnet.2015.12.017.

Загрузки

Опубликован

11.04.2022

Выпуск

Раздел

Региональная и отраслевая экономика