ОСОБЕННОСТИ СЕГМЕНТАЦИИ ЗОН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНОЧНЫХ КОНТРАГЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА

Авторы

  • Н.А. Лазарева Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
  • А.В. Курицын Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
  • Е.А. Фурсова Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu11-22022444-452

Ключевые слова:

редукционный подход, холистический подход, индексы цены и количества Ласпейреса, индексы цены и количества Пааше, функция двух переменных, индексное отношение, индекс ковариации, рыночное позиционирование, сегментация зон.

Аннотация

В статье авторы рассматривают возможность применения индексного метода в качестве инновационного инструмента сегментации зон взаимодействия рыночных контрагентов. Авторы полагают, что это отвечает требованиям поиска новых подходов в статистике, диктуемых основными положениями «Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года», а также в связи с экономической необходимостью сегментировать зоны взаимодействия рыночных контрагентов. Традиционные индексные исследования взаимодействий контрагентов, построенные на использовании редукционного подхода, базируются на методе индукции, предполагающего, что главной целью индексного метода исследования является разложение индекса стоимости на общие компоненты изменения цены и количества. Основным отличием представленного исследования является то, что авторы подошли к проблеме с позиций холистического подхода, в котором главенствует принцип подчинения части целому, то есть метод дедукции. С этих позиций подход, предлагаемый авторами, позволяет рассмотреть индексную систему как функцию двух переменных и провести её исследование с помощью плоскостных сечений. В результате чего в методологическую базу индексной теории предлагается ввести новый показатель – индексное отношение, с использованием которого были получены новые формулы индексов цены и количества.

Список литературы

Стратегия развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года (утв. Минэкономразвития России 06.09.2019 № МО-104). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/strategy (дата обращения 01.10.2022).

ILO/IMF/OECD/UNECE/Eurostat/The World Bank Consumer price index manual: Theory and practice Geneva, International Labour Office, 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/ presentation/ wcms_331153.pdf (дата обращения 06.10.2022).

Курицын А.В., Румянцева А.Ю., Лазарева Н.А., Кушнаренко Т.В. Индексная оценка изменений балансов экономических интересов и ожиданий продавца и покупателя в рыночной сделке // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 10. С. 1060-1067.

Fisher I. The Making of Index Numbers. A Study of their variates, tests and reality. Houghton Mifflin Company, Boston – Massachusets, 1 ed. 1922.

Fisher I. The Purchasing Power of Money (London: Macmillan), 1911. P. 418.

Frisch R. Necessary and Sufficient Conditions Regarding the Form of an Index Number Which Shall Meet Certain of Fisher’s Tests. Journal of the American Statistical Association, 1930. Vol. 25. P. 397–406.

Адамов В.Е. Факторный индексный анализ (Методология и проблемы). М.: «Статистика», 1977. 199 с.

Edgeworth F.Y. Papers Ralating to Political Economy. London, 1925. Vol. I.

Кёвеш П. Теория индексов и практика экономического анализа / Пер. с венг.: Вступительная статья Э.Б. Ершова. М.: Финансы и статистика, 1990. 302 с.

Курицын А.В. Румянцева А.Ю., Лазарева Н.А. Системный подход к оценке организационной сложности индекса стоимости // Современная наука и инновации. 2020. № 2 (30). С. 11-21.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.

Курицын А.В., Сологубов С.В. Применение индексного подхода при построении модели рыночного равновесия. Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакцией Е.А. Памфиловой: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Выпуск 12. Брянск: БГИТА, 2010. С. 44.

Allen R.G.D. Index Numbers in Theory and Practice. Macmillan Press Ltd. London and Basingstoke. 1975.

Kuritsyn A.V., Ishbaev G.G., Lazareva N.A. Practical experience in analyzing the company's commercial activities using the minimum basis method in the digital economy. 4th International Scientific and Practical Conference on Digital Economy and Finances, DEFIN 2021. St. Petersburg, 18–19 March 2021.

Загрузки

Опубликован

30.11.2022

Выпуск

Раздел

Региональная и отраслевая экономика