КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Авторы

  • Д.К. Кулешов Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu3202378-84

Ключевые слова:

конкурентоспособность, предприятия сферы услуг, конкурентное преимущество, факторы, принципы взаимодействия, компетенции, стратегия, концептуальная модель, деловая среда.

Аннотация

Конкурентоспособность предприятий сильно зависит от влияния окружающей среды. Сфера услуг характеризуется гораздо большей восприимчивостью к динамике изменения внешних факторов воздействия, чем производственные предприятия, что усиливает неопределенность их функционирования. Предприятия сферы услуг обычно территориально локализованы, тем не менее их деятельность подвержена воздействию условий, формирующихся в макросреде. Это определяет существование глобальной конкурентоспособности предприятия. Границы деловой среды определяются сферой деятельности исследуемого предприятия и анализом связей с элементами внешней (взаимодействие, влияние и т.п.). Такие элементы оказывают значительное влияние на конкурентоспособность предприятия сферы услуг и определяют существование локальной конкурентоспособности предприятия. Представлены основные принципы взаимодействия сферы услуг с макро- и микросредой и дано описание влияния всех структурных элементов.

Представлены основные факторы деловой среды, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг. Выявление конкурентных преимуществ предприятия сферы услуг основано на анализе состояния и прогнозе развития условий макроокружения и активности субъектов деловой среды. Это необходимо для разработки конкурентной стратегии, направленной на поддержание или формирование конкурентных преимуществ. Подробный анализ приводит к выявлению факторов, показывающих основные позиции, где один субъект рынка услуг превосходит (или уступает) другого. Перечень таких факторов зависит от условий внешней среды, поэтому не является постоянным, а динамически меняется в зависимости и от направления деятельности самого предприятия, и от изменений внешней среды.

Выявленные факторы, составляющие потенциал предприятия сферы услуг, ложатся в основу перечня конкурентных преимуществ, а конкурентные преимущества, в свою очередь, влияют на рентабельность функционирования, финансовую устойчивость, гармоничность и перспективность развития, а также безопасность деятельности в целом.

Список литературы

Папанова С. Ю. Репутация как фактор повышения конкурентоспособности современной организации в условиях интеграции в цифровую экономику / С.Ю. Папанова, Е.Ю. Кравченко, И.С. Болотова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 2 (75). С. 160-169.

Бабанов А. Б. Современное понимание и значение конкурентоспособности предприятия / А. Б. Бабанов, Р. Х. Шаваев. // Молодой ученый. 2022. № 1 (396). С. 75-79.

Ерочкина Н.В. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / Н.В. Ерочкина, В.Ю. Сапунова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №11-1. С. 87-89.

Factors of competitiveness of the enterprise [Электронный ресурс] URL: https://articlekz.com/en/article/17899 (дата обращения 11.01.2023)

Шомантай Е. А. Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа / Е. А. Шомантай // Молодой ученый. 2020. № 6 (296). С. 299-302.

Загрузки

Опубликован

20.03.2023

Выпуск

Раздел

Экономические науки