К ВОПРОСУ О НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К БЮДЖЕТИРОВАНИЮ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Авторы

  • Л.Н. Волкова Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu42023105-112

Ключевые слова:

образовательный маркетинг; образовательные услуги; планирование и бюджетирование; маркетинговые расходы; программа маркетинга; целевые показатели контроллинга и аудита.

Аннотация

В статье проведена оценка подходов к организации процесса планирования и бюджетирования маркетинга в сфере образовательных услуг.  В процессе исследования проведен анализ состояния и особенности модернизации и реформирования в сфере образования, а также освещены организационно-методические аспекты организации планирования и бюджетирования образовательного маркетинга. Отмечено, что при выборе и разработке подходов к бюджетированию маркетинга в сфере образовательных услуг необходимо опираться на показатели результативности и эффективности образовательного маркетинга, который обеспечит конкурентные условия и раскроет целесообразность и рациональность бюджетирования маркетинга в сфере образовательных услуг.  В результате проведенного исследования предложено применение научно-методического подхода к планированию и бюджетированию маркетинга в сфере образовательных услуг, отличительной особенностью которого является положение о том, что финансовое обеспечение и калькулирование затрат на маркетинговые расходы должны быть подкреплены и обоснованы конкретными целями и задачами программы образовательного маркетинга, которая регламентирована на уровне центров финансовой ответственности и имеет часть государственного финансирования и часть самофинансирования.   В завершении исследования разработан вектор необходимых решений в сфере реформирования образования в части организации процесса планирования и бюджетирования маркетинговой деятельности образовательных организаций.

Список литературы

Адамкулова Ч.У. Развитие методов стратегического управления финансовой подсистемой вузов в условиях модернизации высшего образования и перехода к самофинансированию (на примере кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына) // Вестник Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. С. 138-145.

Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. Проблемы финансирования образования в России // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-3. С. 546-550.

Вандрикова О.В. Методы маркетингового контроля и аудита внутриорганизационной направленности // Вестник Академии знаний. 2017. № 3 (22). С. 59-65.

Васюнина М.Л. Финансовое обеспечение вузов: анализ проблем и направлений развития // Экономический анализ: теория и практика. 2018. №1 (472). С. 116-130.

Дьяков И.И., Жуплей И.В., Асатрян Г.Р., Исакова В.В. Оценка уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования: теоретические и практические аспекты // Современное образование. 2018. № 4. С. 182-197.

Заикина Л.В. Особенности организации и оценки эффективности маркетингового сопровождения научно-инновационной деятельности вузов // Практический маркетинг. 2022. № 6 (303). С. 39-44.

Игнеева А.З. Развитие системы финансирования сферы образования в Российской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 50 (392). С. 445-449.

Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Зорина О.А. и др. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник. М. НИУ ВШЭ, 2022. 532 с.

Квашин А.Д., Рыбакова О.В. Оптимизация финансового обеспечения образовательного процесса в автономном вузе // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2020. № 1. С. 146-159.

Меликсетян С.Н., Отришко М.О. Развитие внебюджетных источников финансирования высших учебных заведений // Финансовые исследования. 2020. № 3 (68). С. 92-98.

Методические рекомендации по организации процесса планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России (на примере образовательных организаций высшего образования). [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbias.ru/document/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-protsessa-planirovaniya-i-byudzhetirovaniya-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-avtonomnyh-i-byudzhetnyh-uchrezhdenij-podvedomstvennyh-minobrnauki-rossii/ (дата обращения 10.03.2023).

Гохберг Л.М., Кузьмичева Л.Б., Озерова О.К. и др. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.

Шугаль Н.Б., Сутырина Т.А., Озерова О.К. Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 64 с.

О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/#review (дата обращения 10.03.2023).

Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика [Электронный ресурс]. URL: http://pankrukhin.ru/wordpress/wp-content/uploads/2014/12/Marketing_obrazovatel nueh_uslug.pdf (дата обращения 10.03.2023).

Спирина Н. А. Мониторинг эффективности брэндинга вуза на образовательном рынке крупнейшего города // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. № 1 (6). С. 96-103.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.03.2023).

Загрузки

Опубликован

12.04.2023

Выпуск

Раздел

Экономические науки