ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ
Ключевые слова:
правоприменительная деятельность, правоприменительная компетентность, профессиональная подготовка, модель формирования правоприменительной компетентности, будущие юристы, высшее юридическое образование.Аннотация
Развитие Российской Федерации как правового государства обеспечивается деятельностью таких государственных институтов как судебная система, прокуратура, адвокатура, органы публичной власти, а также должностных лиц, в чьи служебные обязанности входит разрешение правовых ситуаций путем применения к конкретному случаю соответствующей правовой нормы, то есть осуществление правоприменительной деятельности. Правоприменение представляет собой основную сферу деятельности специалистов в области юриспруденции, выделяя важность обогащения профессиональной подготовки студентов-юристов к этим задачам в течение их академической подготовки. Исследование опирается на научные работы российских и международных ученых, касающиеся принципа компетентности в высшем образовании и развития профессиональных квалификаций будущих юристов на стадии университетского образования. Для теоретического анализа применялись методологии анализа, сопоставления, систематизации и построения аналогий, в то время как практический аспект исследования включал применение тестов, опросников, педагогических наблюдений, экспертных оценок и анализа академических достижений студентов.
Проведенное исследование показывает, что разработанная автором модель формирования правоприменительной компетентности у будущих юристов в вузе, представленная совокупностью целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-технологического и результативно-диагностических блоков, позволяет существенно повысить эффективность процесса формирования данного вида компетентности в ходе профессиональной подготовки обучающихся юридических институтов. Доказано положение об эффективности организационно-педагогических условий формирования правоприменительной компетентности, раскрыт потенциал технологии интерактивного обучения в профессиональной подготовке будущих юристов.
Список литературы
Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=166289#HQpDT4Ty6FXW7QRS1 (дата обращения: 17.04.2025).
Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74607104/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 14.04.2025).
Никитюк С.М. Теория правоприменения и правоприменительные акты в деятельности правоохранительных органов // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 2 (33). С. 57-62.
Адольф В.А., Широких С.В. Правоприменительная компетентность будущего юриста: понятие, структура и состав // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 49-58.
Широких С.В., Озерец И.Г. Правоприменительная компетентность будущих юристов: сущность и компонентный состав // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 21 мая 2021 года. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. С. 123-125.
Писаренко В.И. Педагогические модели: типология и особенности // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 58-76.
Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. № 9. С. 136-140.
Трояк Е.Ю. Формирование готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2020. 24 с.
Ератова Т.И. Формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2022. 24 с.
Широких С.В. Правоприменительная компетентность будущих юристов и критерии ее сформированности // Перспективы науки. 2022. № 2 (149). С. 197-200.