РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Авторы

  • О.А. Зингер Пензенский государственный технологический университет
  • А.В. Ильясова Пензенский государственный технологический университет

Ключевые слова:

стратегическое планирование, стратегия, бизнес-стратегия, управление МСБ, стратегические цели, SWOT-анализ, PEST-анализ

Аннотация

Для успешного функционирования любой компании, не важно относится она к субъектам малого или среднего бизнеса или является представителем крупного бизнеса, необходимо наличие стратегии развития. Как правило, бизнес-стратегия носит долгосрочный характер и период её реализации составляет минимум от года до трех лет. В связи с этим заинтересованным сторонам, в лице собственников и топ-менеджеров компании, необходимо регулярно контролировать и вовремя обнаруживать неблагоприятные явления, способные воспрепятствовать реализации бизнес-стратегии и достижению стратегических целей. Бизнес-стратегия позволяет расставить приоритеты, рационально комбинировать и экономить имеющиеся ресурсы и эффективно достигать поставленные цели. Особенно это важно на первом этапе стратегического планирования «бизнеса сегодня». В статье оценивается значимость и необходимость внедрения стратегического планирования на предприятиях, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, с целью повышения конкурентоспособности и достижения устойчивого роста в условиях неопределенности и риска. Анализируются основные этапы стратегического планирования, включая разработку стратегических целей и миссии, анализ внешней и внутренней среды, потребителей и конкурентов. Особое внимание уделяется методам, которые могут быть адаптированы для МСБ в условиях трансформации экономики.

Список литературы

Chandler A. Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. BeardBooks, 1962.

Абрамов В.С., Абрамов С.В. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 435 с.

Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 481 с.

Стратегическое планирование в организации: что это, виды стратегий, цель. [Электронный ресурс]. URL: https://nadpo.ru/academy/blog/strategicheskoe-planirovanie-v-organizacii-chto-eto-vidy-strategij-cel/ (дата обращения 24.04.2025).

Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy Safari. The Complete Guide Through the Wilds jf Strategic Management. Pearson Education, 1998.

Шапкин И.Н. и др. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией И.Н. Шапкина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 589 с.

Загрузки

Опубликован

11.06.2025

Выпуск

Раздел

Экономические науки