ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова:
миофасциальный релиз, гибкость, студенты, физическая культура, подвижность суставов, фасции, профилактика травм.Аннотация
Современные студенты сталкиваются с низким уровнем развития гибкости, что обусловлено малоподвижным образом жизни и длительным статическим положением тела в процессе учебной деятельности. Традиционные средства развития гибкости, основанные на статическом и динамическом стретчинге, не всегда дают значительные результаты. В связи с этим возникает необходимость поиска новых, более результативных средств, направленных на улучшение подвижности суставов и эластичности мышечно-фасциальных структур. Средства миофасциального релиза (далее по тексту МФР), активно применяемые в спортивной практике, но недостаточно исследованные в контексте образовательного процесса могут дать значительные результаты в развитии гибкости у обучающихся. Цель статьи – определение влияния средств МФР на развитие гибкости у студентов, оценка результативности в сравнении с традиционными средствами растяжки и обоснование целесообразности внедрения в учебный процесс по физической культуре средств МФР. В исследовании приняли участие 60 обучающихся Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (30 юношей и 30 девушек). В рамках экспериментальной работы обучающимся после основной части занятия физической культурой были внедрены средства МФР. Для оценки динамики развития гибкости применялись следующие тесты: наклон вперед из положения сидя, тест на подвижность плечевого пояса и тест Томаса. Также проводился субъективный опрос о восприятии мышечного напряжения. По итогам экспериментальной работы у обучающихся наблюдалось значительное улучшение в развитии гибкости. Средний результат в тесте «наклон вперед из положения сидя» увеличился на 6,3 см. Подвижность плечевого пояса улучшилась на 8 см. Угол разгибания бедра в тесте Томаса уменьшился на 7°. Кроме того, обучающиеся отметили более выраженное снижение ощущения мышечного напряжения.
Список литературы
Адольф В. А., Ситничук С.С., Попованова Н.А. Организация физического воспитания иностранных студентов в рамках смешанного формата обучения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2024. № 1 (67). С. 16-25.
Адольф В.А., Ситничук С.С., Тимошенко Е.Н. Педагогическое сопровождение развития здоровьесберегающей компетентности будущего специалиста в поликультурной образовательной среде вуза: междисциплинарный подход // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2024. № 4 (70). С. 32-44.
Брызгалова М.В., Каймачкин Л.А. Развитие силовых качеств и гибкости в фитнес-аэробике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 71-74. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p71-74.
Зинченко Н.А., Пономарева Л.В., Морозов А.С. Влияние йоги на развитие гибкости у студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 4. С. 56-58.
Зайцева Т.В., Шутьева Е.Ю. Развитие гибкости у студентов посредством физических упражнений // Концепт. 2016. № 1. С. 81-85.
Липаев В.Ф. Развитие гибкости и силы // E-Scio. 2022. № 1 (64). С. 656-660.
Парфина Т.Э., Анфилатова О.В. Развитие гибкости гимнасток 9-10 лет с применением внешнего отягощения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 123-129.
Полевой Г.Г., Fuentes Barria H., Aguilera Eguia R. Развитие гибкости школьников 8-9 лет в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2024. № 1. С. 82-84.
Постольник Ю.А., Шалабодина В.А., Мальцев Д.В. Развитие гибкости как фактор повышения уровня плавательной подготовленности студентов в процессе профессионально-физкультурного обучения // Культура физическая и здоровье. 2024. № 1 (89). С. 148-153. DOI: 10.47438/1999-3455_2024_1_148.
Ситничук С. С., Рамазанов Р.Э. Роль наставника в формировании культуры здоровья и ЗОЖ детей и молодежи // Педагогика. 2025. Т. 89, № 2. С. 79-86.
Устюгова В.С., Комягина П.М., Башук Т.С. Особенности применения метода миофасциального релиза у младших школьников // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения, 2021. С. 127. 45.
Ушакова Н.Е., Коновалова Л.А. Методика миофасциального релиза в спортивной подготовке гимнасток 15 – 17 лет // Наука и инновации – современные концепции, 2020. С. 182.
Beardsley C., Škarabot J. Effects of self-myofascial release: A systematic review // Journal of Bodywork and Movement Therapies. 2015. Vol. 19 (4). P. 747-758. DOI: 10.1016/j.jbmt.2015.03.007.
Cheatham S.W., Kolber M.J., Cain M., Lee M. The effects of self-myofascial release using a foam roll or roller massager on joint range of motion, muscle recovery, and performance: A systematic review // International Journal of Sports Physical Therapy. 2015. Vol. 10 (6). P. 827-838.
Mohr A.R., Long B.C., Goad C.L. Effect of foam rolling and static stretching on passive hip-flexor range of motion // Journal of Sport Rehabilitation. 2014. Vol. 23 (4). P. 296-299. DOI: 10.1123/jsr.2013-0025.