ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Ключевые слова:
нейросеть, нейросетевые инструменты, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, педагогический эксперимент, денотативная матрица, коммуникативный каркас текстаАннотация
Статья посвящена рассмотрению возможностей привлечения нейросетей к процессу языковой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России и совершенствования их профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции. В статье продемонстрированы два типа заданий, требующих использования нейросетей, а именно: задание на разграничение синонимов в терминологической системе юриспруденции посредством составления денотативной матрицы, а также задание на поиск информации и составление информативного сообщения, встроенного в предложенный в виде коммуникативных рамок композиционный каркас.
Перечисленные два типа заданий были на регулярной основе включены в самостоятельную работу курсантов-участников педагогического эксперимента, по окончании которого с ними было проведено анкетирование. Результаты анкетирования подтверждают высокую оценку обучающимися дидактического потенциала нейронных сетей.
Список литературы
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
Юдицкая А.В. Способы предотвращения ИИ-плагиата в письменных работах студентов по английскому языку // Наука и технологии: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 ноября 2024 года. М.: Государственный университет управления, 2025. С. 131-133.
Соколова Ф.Д. К вопросу об ограничении использования нейросетей в учебном процессе ведомственных вузов // Актуальные вопросы юридической науки глазами молодых исследователей: сборник статей по итогам V Всероссийской научной конференции курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов и соискателей, Академия ФСИН России, 06 февраля 2025 года. Москва – Нижний Новгород: Постер-М, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2025. С. 193-196.
Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 80-87.
Котельникова Е.Ю. Персонализированный подход к обучению иностранным языкам с помощью искусственного интеллекта // Поликультурное образовательное пространство в эпоху цифровизации: сборник статей VIII Всероссийской зимней школы педагогического мастерства с международным участием, Ижевск, 29-30 января 2025 года. Ижевск: ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова», 2025. С. 62-64.
Шашкова В.Н. Синонимический ряд наименований соучастников в преступлении в уголовном законодательстве Соединенных Штатов Америки сквозь призму денотативной матрицы // Филологический аспект. 2022. № 11 (91). С. 123-129.
Громова А.Д. Возможности и проблемные аспекты использования искусственного интеллекта в образовании // Гуманитарные проблемы современности (80-летию Великой Победы посвящается): сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Курск, 23 мая 2025 года. Курск: ЗАО Университетская книга, 2025. С. 158-161.