НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Авторы

  • Н.Д. Стеба Оренбургский государственный университет
  • Н.В. Пивоварова Оренбургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu3-32022668-675

Ключевые слова:

транспортный налог, налогообложение транспортных средств, электромобили, экологизация транспортного налога, выбросы в атмосферный воздух.

Аннотация

Рассматривается проблема роста объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ передвижными источниками. В связи с планируемым запретом на регистрацию дизельных и бензиновых автомобилей в большинстве развитых стран, проведен обзор зарубежного опыта использования налоговых инструментов, способствующих стимулированию  приобретения электромобилей. Проведен анализ налогового законодательства с позиции мотивации к приобретению электромобилей, производству объектов инфраструктуры, необходимых для обслуживания электрокаров, в результате которого сформулированы предложения по стимулированию развития электромобилей в России.

Список литературы

Основные показатели охраны окружающей среды 2021. Статистический бюллетень. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 18.03.2022).

Титова А.О. Анализ системы экологического налогообложения Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, Вып. 2. С. 185-191.

Макарова И.А. К вопросу о функциях и принципах экологического налога // Вестник Томского государственного университета // Экономика. 2016. № 3 (35). С. 147-157.

Шкодинский С.В., Рыкова И.Н., Юрьева А.А. Опыт отдельных зарубежных стран в сфере снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 4. С. 118-132.

Ратнер С.В., Маслова С.С. Государственное стимулирование развития рынка электрических транспортных средств: мировой опыт // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 22. С. 1281-1299.

Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Экологическое налогообложение как инструмент устойчивой налоговой политики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 31-39.

Мошков В.Б., Овчинников В.В., Баранник А.Ю., Черняков Д.В., Кожемякин В.В., Курбатов М.Ю., Скоробогатая А.С. Предпосылки и тенденции развития электромобилей // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № 2 (68). С. 14-19.

Халова Г.О., Йорданов С.Г., Полаева Г.Б. Анализ развития рынка электромобильного транспорта в ЕС // Инновации и инвестиции. 2018. № 1. С. 93-97.

Статистика загрязнения воздуха - счета выбросов в атмосферу Evrostat Statistics Explaind. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Air_pollution_statistics_-_air_emissions_accounts (дата обращения: 25.02.2022).

Amela Ajanovic, Reinhard Haas On the economics and the future prospects of battery electric vehicles. Greenhouse Gases: Science and Technology published by Society of Chemical Industry and John Wiley & Sons Ltd. 2020. vol. 10. P. 1151-1164.

The Electric Vehicle World Sales Database База данных о мировых продажах электромобилей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ev-volumes.com/datacenter/ (дата обращения: 28.02.2022).

Wenbo Lia, Ruyin Longb, Hong Chenb , Muyi Yangc , Feiyu Chenb , Xiao Zhenga , Cunfang Lia Resources Would personal carbon trading enhance individual adopting intention of battery electric vehicles more effectively than a carbon tax? Conservation & Recycling. 2019. V. 149. P. 638-645.

Stephan Leinert, Hannah Daly, Bernard Hyde, Brian Ó Gallachóir Co-benefits? Not always: Quantifying the negative effect of a CO2-reducing car taxation policy on NOx emissions. Energy Policy. 2013. V. 63. P. 1151-1159.

Md Saniul Alam, Aonghus McNabola Development of a fleet emissions control (FEC) framework for passenger cars. Journal of Cleaner Production. 2019. V. 226. P. 482-492.

Федеральная служба государственной статистики. Наличие транспортных средств в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455 (дата обращения: 1.03.2022).

Shiyu Yan The economic and environmental impacts of tax incentives for battery electric vehicles in Europe. Energy Policy. 2018. V. 123. P. 53-63.

Wenbo Lia, Ruyin Longb, Hong Chenb , Muyi Yangc, Feiyu Chenb, Xiao Zhenga, Cunfang Lia Resources Would personal carbon trading enhance individual adopting intention of battery electric vehicles more effectively than a carbon tax? Conservation & Recycling. 2019. V. 149. P. 638-645.

Ehsan Shafieia, Brynhildur Davidsdottirb, Hlynur Stefanssonc, Eyjolfur Ingi Asgeirssonc, Reza Fazelib, Marías Halldór Gestssond, Jonathan Leavere Simulation-based appraisal of tax-induced electro-mobility promotion in Iceland and prospects for energy-economic development. Energy Policy. 2019. V. 133. P.1-13.

Стеба Н.Д., Пивоварова Н.В. Роль транспортного налога в снижении выбросов в атмосферный воздух // Управленческий учет. 2022. № 2 (2). С. 363-370.

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль в субъектах Российской Федерации. Справочная информация. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376156/ (дата обращения 13.03.2022).

Загрузки

Опубликован

11.04.2022

Выпуск

Раздел

Частные и государственные финансы