ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ УСЛУГ

Авторы

  • Е.К. Воробей Сочинский государственный университет
  • А.С. Агафонов Сочинский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu11-22023595-605

Ключевые слова:

Кадровый потенциал, сфера услуг, адаптивная модель, компетенции персонала, рейтинговая оценка, критерии, корреляции

Аннотация

Высокое качество кадрового потенциала организации является решающим фактором ее эффективности и конкурентоспособности. Поэтому основой кадровой политики любой организации должна стать система работы с персоналом, позволяющая формировать специальный набор личностно-поведенческих индивидуальных компетенций, нацеленных на повышение результативности деятельности организации.

По мнению авторов, для того, чтобы добиться более высокой результативности в сфере услуг, необходимо сочетание таких компетенций персонала, как сервисоориентированность, клиентоориентированность, лояльность, гибкость, креативность. Данные представления лежат в основе разработанной адаптивной модели оценки кадрового потенциала предприятий сферы услуг. В предлагаемой модели учитываются внутренняя среда организаций сферы услуг и внешние факторы влияния бизнес-среды, которые в совокупности оказывают влияние на личностно-поведенческие компетенции персонала. Оценка таких компетенций может быть осуществлена при помощи авторской методики, сформированной на основе указанной адаптивной модели и включающей пять блоков показателей: «коммерческую компетентность», «руководство», «креативность и инновации», «гибкость» и «удовлетворённость трудом». Результатом оценки является итоговый рейтинг персонала организаций сферы услуг.  

            На практическом примере показано, что существует высокая корреляционная взаимосвязь между определенным таким способом итоговым рейтингом персонала и показателями финансовой результативности организаций сферы услуг: чем выше итоговый рейтинг (то есть, уровень специальных компетенций персонала), тем больше выручка организации в расчете на одного сотрудника. Данное обстоятельство подтвердило правильность авторского предположения о прямом влиянии качества персонала на результативность деятельности организаций сферы услуг, а также правильность предложенного перечня компетенций персонала, которые должны учитываться при проведении оценок.

Надежность полученных оценок позволяет использовать разработанные адаптивную модель и методику оценки как для сравнительной оценки организаций сферы услуг по критериям качества их персонала, так и для целей прогнозирования экономической результативности деятельности таких организаций в условиях той или иной кадровой политики их руководства.

Список литературы

Чекунова Е.А., Нестеренко И.Н., Баева В.Д., Волков А.П. Влияние персонала на повышение конкурентоспособности современной организации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 1172-1176.

Баева В.Д., Колпиков А.О. Необходимость инвестирования в человеческий капитал: позиция организации и работника // Актуальные вопросы управления и экономики: тенденции и перспективы: Труды международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д.: Южно-Российский институт управления - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2018. С. 304-310.

Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. 368 с.

Гагаринский А.В., Шмидт А.В. Формы вклада организации в развитие человеческого капитала // Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управления (ИСКРА - 2019): Сборник трудов II Всероссийской школы-симпозиума молодых ученых. Симферополь - Судак: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2019. С. 236-241.

Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Маслова О.П. Управление человеческими ресурсами в сфере услуг: Монография. Самара: СГТУ, 2015. 258 с.

Хорошун Н.А., Шамаева О.П. Кадровая политика как часть стратегически ориентированной политики организации // Инновационная наука. 2016. № 1-3. С. 178-183.

Трутт А.В. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала организации как инструмента кадровой политики: дис. ... канд. экон. наук. Сочи, 2019. 125 с.

Киселева Н.В., Киселев И.Ю. Проблема использования социологических показателей в оценках деятельности органов местного самоуправления // Социальные и гуманитарные знания. 2018. Т.4. № 4 (16). С. 230-241.

Распоряжение Губернатора Ростовской области от 03.02.2014 г. № 15 «Об организации и проведении опросов населения с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий» (с изм. от 29.12.2016 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://old.donland.ru/documents/Ob-organizacii-i-provedenii-oprosov-naseleniya-s-primeneniem-informacionno-telekommunikacionnykh-setejj-i-informacionnykh-tekhnologijj?pageid=128483&mid=134977&itemId=22435 (дата обращения: 04.10.2023).

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (с изм. на 30.06.2021 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902388099?marker=7DK0K8 (дата обращения: 04.10.2023).

Загрузки

Опубликован

23.11.2023

Выпуск

Раздел

Экономические науки