ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы

  • А.С. Вракин Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Ключевые слова:

устойчивое развитие, ESG-принципы, конкурентоспособность предприятия, конкурентная позиция, экологическая эффективность, социальная ответственность, позиционирование

Аннотация

Сделан вывод, что современная экономическая парадигма, характеризующаяся исчерпанием ресурсной базы, климатическими кризисами и социальным неравенством, диктует необходимость пересмотра традиционных инструментов анализа конкурентных позиций предприятия. Цель статьи заключается в разработке методологии оценки конкурентной позиции предприятий с интеграцией принципов устойчивого развития (ESG). В основу статьи положен синтез теоретических концепций, системный анализ, ретроспективный контент-анализ, методология индексации показателей, экспертные оценки. Предложена трехкомпонентная модель (Governance, Environment, Social), включающая качественные и количественные метрики для анализа позиций предприятий. Методика апробирована на данных четырех предприятий Белгородской области, выявив доминирующую роль Governance-составляющей (рыночная позиция) в интегральной оценке. Результаты подчеркивают необходимость баланса ESG-факторов для долгосрочной устойчивости и снижения репутационных рисков. Обсуждаются ограничения модели, связанные с субъективностью весовых коэффициентов и доступностью данных, а также направления для дальнейших исследований – корреляция ESG-индексов с финансовыми результатами и разработка отраслевых стандартов.

Список литературы

Песоцкий А.А., Матусова С Г. Формирование управленческих решений по обес-печению экономической устойчивости региональных инвестиционно-строительных ком-плексо // Управленческий учет. 2022. № 5-2. С. 539-546. DOI: 10.25806/uu5-22022539-546.

Лубский А.А., Медведева В.В. Конкурентоспособность предприятия: проблем-ные вопросы и решения // Журнал прикладных исследований. 2021. № 1-2. С. 48-52. DOI: 10.47576/2712-7516_2021_1_2_48.

Маркова Л.А. Условия и факторы повышения конкурентоустойчивости про-мышленного предприятия // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5, № 1. С. 147-152.

Тумаков Е.А. Научно-методический подход к комплексному анализу конкурент-ной устойчивости торгового предприятия // Вестник Института экономических исследо-ваний. 2019. № 1 (13). С. 52-58.

Алексеев С.Б. Механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия // Вестник Института экономических исследований. 2019. № 2 (14). С. 28-34.

Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / пер. с англ.. М.; СПб: Диалектика, 2019. 488 с.

Porter M.E. How Competitive Forces Shape Strategy // Harvard Business Review. 1979. Vol. 59. P. 137-145.

Билинский А.Р., Старикова М.С. Методический подход к анализу конкурентной среды предприятия на основе данных бизнес-демографии // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 6 (56). С. 70-75.

Литвин И.Ю. Управление знаниями как ключевой фактор конкурентоспособно-сти компании в экономике знаний // Вестник евразийской науки. 2025. Т. 17, № S1.

Александрова Л.Ю., Калинина Г.В., Бакаева Ж.Ю., Мунши А.Ю., Стеклова И.В., Митрофанова М.Ю. Ресурсный подход к анализу конкурентной среды как фактор усиления конкурентных позиций предприятия // Экономика, предпринимательство и пра-во. 2023. Т. 13. № 3. С. 677-690.

Рожкова Н.К., Рожкова Д.Ю. Получение конкурентного преимущества в авто-мобильной промышленности: опыт Китая // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 2-1. С. 94-99. DOI: 10.17513/vaael.3246.

Александрова Л.Ю., Александрова О.С. Имидж и его роль в усилении конку-рентных преимуществ предприятия: оценка потребителей // Журнал монетарной экономики и менеджмента. 2024. № 1. С. 46-55. DOI: 10.26118/2782-4586.2024.88.95.007.

Старикова М.С., Роздольская И.В., Микалут С.М., Билинский А.Р. Творческая концепция продвижения товара как инструмент дифференциации в конкурентной борьбе производителей зубочисток // Практический маркетинг. 2023. № 9 (315). С. 40-47. DOI: 10.24412/2071-3762-2023-9315-40-47.

Медведев М.С., Подолянец Л.А. Эволюция концепции конкурентного преиму-щества - от подхода к планированию до гибкого предприятия // Экономика и предприни-мательство. 2024. № 11 (172). С. 1256-1259. DOI: 10.34925/EIP.2024.172.11.222.

Владыка М.В., Дорошенко Ю.А., Рудычев А.А., Гончаренко Т.В. Повышение конкурентоспособности предприятий строительной индустрии на региональных рынках жилья // Финансовая экономика. 2020. № 11. С. 29-33.

Щетинина Е.Д., Рудычев А.А., Кочина С.К. Стратегическая диагностика конку-рентных преимуществ промышленного предприятия в новых условиях // Экономическое развитие России. 2023. Т. 30. № 2. С. 23-30.

Толмачев А.В., Гришин Е.В., Бандурина И.П. Аспекты устойчивого развития сельских территорий региона // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 11. С. 21.

Непарко М.В. Об устойчивости развития предприятий машиностроительного комплекса // Экономический журнал. 2012. № 2 (26). С. 104-110.

Морозова И.А., Мелехов Е.О. Усовершенствованный метод проектного управ-ления в поддержку устойчивого развития крупных производственных комплексов в усло-виях высокой неопределенности рыночной среды // Финансовый менеджмент. 2024. № 12-2. С. 470-477.

Фокина Д.А., Степанов А.Е. Разработка модели устойчивого развития предпри-ятий в условиях цифровой экономики // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2024. № 11. С. 85-89.

Уханов Е.Ю. Понятие и компоненты устойчивого развития предприятия в со-временных условиях // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1 (150). С. 1254-1256. DOI: 10.34925/EIP.2023.150.1.255.

Глод О.Д. Нечёткая модель оценки конкурентной позиции предприятия // Вест-ник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 2 (57). С. 91-99.

Biswas P., Niyogi J. G. Analysing the competitiveness of industries using the Analyt-ical Hierarchy Process and Porter's model: A case of Durgapur city // The Manager. 2024. Vol. 15. No 1. P. 55-69. DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-1-4.

Загрузки

Опубликован

11.06.2025

Выпуск

Раздел

Экономические науки