ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ «БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА» КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛАСС В МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ»
Ключевые слова:
предпринимательская деятельность, предприниматель, «Предпринимательский класс в московской школе», пятифакторная модель, модель «Большая пятерка», черты личности предпринимателя.Аннотация
Целью исследования является обобщение результатов исследований личностных черт предпринимателей с применением модели «Большая пятерка» и использование выводов данных научных исследований для формулировки планируемых результатов основной образовательной программы среднего общего образования с учетом специфики предпринимательских классов. На основе выводов современных исследований в области личностных черт предпринимателей с применением пятифакторной модели составлен обобщающий портрет личностных черт предпринимателя, который включает следующие черты: значительно выраженную открытость для нового опыта, добросовестность и экстраверсию, нейтральный или низкий показатель доброжелательности и низкий показатель невротизма. Портрет, включающий личностные черты выпускника предпринимательского класса, позволит сосредоточить образовательный процесс на развитии ключевых качеств будущего предпринимателя, а предложенные дополнения к метапредметным результатам реализации основной образовательной программы среднего общего образования конкретизируют цели обучения с учетом специфики предпринимательской деятельности и обеспечат более точное соответствие между личностными особенностями и профессиональными компетенциями.
Список литературы
Приложение 4 к приказу Департамента образования и науки города Москвы от 02.09.2024 г. № 01-12-873/24 «Об утверждении стандартов проектов предпрофессионального образования в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3MBZNg (дата обращения: 30.05.2025).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3MMffg (дата обращения: 30.05.25).
John O.P., Naumann L.P., Soto C.J. Paradigm shift to the integrative big five trait taxonomy: history, measurement, and conceptual issues. In O.P. John, R.W. Robins & L.A. Pervin (Eds.). Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press, New York, 2008. P. 114-158.
Rauch A. Predictions of entrepreneurial behavior: A personality approach. In E. Chell & M. Karatas-Ozkan (Eds.) Handbook of Research on Small Business and Entrepreneurship. Edward Elgar, London, UK. 2014. P. 165–183.
Калугин А.Ю., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М., К. Дж. Сото, Джон О.П. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2021. Т. 18. № 1. С. 7-33.
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян / под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
Hagenauer W., Zipko H.T. The relationship between entrepreneurial personality patterns linked to risk, innovation and gender across industrial sectors. Scientifc Reports. 2024. V. 14. P. 20864.
Costa P.T., МсСrае R.R. The NEO Personality Inventory Manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources. 1985. P. 2.
Корниенко Д.С. Модель личности «Большая пятёрка» // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/model-lichnosti-bol-shaia-piatiorka-d3f8c2/?v=10421972 (дата публикации: 20.07.2022; дата обращения: 30.05.2025).
Zhao H., Seibert S.E. The big five personality dimensions and entrepreneurial status: A metaanalytical review // Journal of Applied Psychology. 2006. no. 91. P. 259-271.
Envick B.R., Langford M. The five-factor model of personality: Assessing entrepreneurs and managers // Academy of Entrepreneurship Journal. 2000. no. 6 (1). P. 6-17.
Caliendo M., Fossen F., Kritikos, A. Selbständige sind anders: Persönlichkeit beeinfusst unternehmerisches Handeln // Deutsches Institut für Wirtschafsforschung. 2011. no. 78. P. 2-8.
Antoncic B., Bratkovic Kregar Т., Singh G., DeNoble A.F. The big five personality – entrepreneurship relationship: Evidence from Slovenia // Journal of Small Business Management. 2015. no. 53 (3). P. 819-841.
Цительманн Р. Элита богатства: исследование психологии супербогатых предпринимателей / пер. с англ. А.В. Куряева. Москва; Челябинск: Социум, 2024. 544 с.
Kang W., Guzman K.L., Malvaso A. Big Five personality traits in the workplace: Investigating personality differences between employees, supervisors, managers, and enterpreneurs // Front. Psychol. 2023. V. 14. P. 976022.