ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖ-МЕНТА КАЧЕСТВА

Авторы

  • А.Н. Хаценко Камышинский Технологический Институт (филиал) ВолгГТУ
  • С.Н. Кириллова Камышинский Технологический Институт (филиал) ВолгГТУ
  • А.А. Поливанов Камышинский Технологический Институт (филиал) ВолгГТУ

Ключевые слова:

среднее профессиональное образование, демонстрационный экзамен, система менеджмента качества, профессиональные компетенции, образовательные стандарты.

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию роли демонстрационного экзамена как инструмента системы менеджмента качества в учебных заведениях среднего профессионального образования. Существующая система СПО нуждается в кардинальных переменах, поскольку традиционные методы контроля знаний уже не позволяют объективно оценивать качество образовательного процесса. В этих условиях демонстрационный экзамен становится ключевым инструментом для объективной оценки компетенций и практических навыков выпускников. Такой инструмент позволяет реализовать новые возможности подтверждения соответствия квалификации выпускников профессиональным стандартам и требованиям работодателей, выявить проблемные области знаний, повысить мотивацию и ответственность всех участников учебного процесса.

Анализ результатов демонстрационного экзамена по специальности 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)», проведенный авторами, позволил выявить две проблемные предметные области - работа с технической документацией, а также практическое обслуживание линий электропередач, распределительных устройств и подстанций. Предложены практические рекомендации по снижению отрицательных эффектов от этих проблемных областей и повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Список литературы

Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О проблемах подготовки кадров для новой экономики России // Инженерное образование. 2023. № 34. С. 57-72. DOI: 10.54835/18102883_2023_34_5.

Балашов А.М. Комплексный анализ и оптимизация системы менеджмента качества в профессиональном образовательном учреждении // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 10-1(68). С.131-139. DOI: 10.25726/p9752-2448-6346-a.

Хаценко А.Н., Кириллова С.Н. Внедрение системы менеджмента качества в образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования // Управленческий учет. 2023. № 11-1. С. 52-59. DOI: 10.25806/uu11202352-59.

Жегера К.В., Репина Ю.П., Жегера Е.В. Внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении на примере образовательного учреждения среднего профессионального образования // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2025. № 2. С. 25-28.

Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 3. С. 623-638. DOI: 10.18334/et.9.3.114343.

Мельникова М.А. Менеджмент качества как фактор формирования профессиональных компетенций в процессе прохождения производственных и преддипломной практик на производстве // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 104-106.

Пирожникова А.М., Шевкун А.В. Демонстрационный экзамен как инструмент независимой оценки качества в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 208-211.

Малышева А.В., Шрамкова О.В. К вопросу о проведении итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании: региональный аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 74-78. DOI: 10.26105/SSPU.2019.62.5.006.

Горбунова Т.В., Огандеева Е.В. Демонстрационный экзамен в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 185-192.

Баранникова А.В. Оценка профессиональных навыков выпускников колледжа в формате демонстрационного экзамена // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 2 (60). С. 95-101. DOI: 10.25688/2072-9014.2022.60.2.09.

Модонов Е.Н. Стратегические направления развития экспертного сообщества демонстрационного экзамена // Приложение к журналу "Среднее профессиональное образование". 2025. № 2. С. 3-16.

Некрасова С.В., Фролова Я.А., Обертас Н.В. Опыт проведения демонстрационного экзамена в Омском техникуме железнодорожного транспорта // Техник транспорта: образование и практика. 2025. Т. 6, № 2. С. 170-175. DOI: 10.46684/2687-1033.2025.2.170-175.

Загрузки

Опубликован

01.11.2025

Выпуск

Раздел

Экономические науки