ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова:
национальная экономика, прогнозирование, общее образование, человеческий потенциал, школаАннотация
Статья посвящена актуальным социально-экономическим проблемам развития сферы общего образования России. В качестве базовых инструментов для выявления проблем авторами использован корреляционно-регрессионный анализ и прогнозное моделирование на его основе. Проблемы развития сферы общего образования России, выявленные в ходе анализа и прогноза, соотнесены с актуальными мерами государственной образовательной политики и дополнены рекомендациями по устранению. Установлено, что наиболее существенными вызовами для российской общеобразовательной школы являются снижение численности педагогических кадров в школах, рост образовательного неравенства домашних хозяйств с детьми и наличие негативных эффектов распространения альтернативных форм обучения. Решение кадрового вопроса в школах и снижение образовательного неравенства составляют актуальную повестку государственной образовательной политики. Регулирование вопросов, связанных с распространением дистанционных форм обучения школьников, представляет собой перспективную задачу. Поскольку формирование данного тренда обусловлено наличием спроса населения, регулирование должно осуществляться не посредством запрета альтернативных форм обучения, а путем регламентации требований к организации домашнего обучения и его качеству.
Список литературы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.09.2025).
Гагарина Г.Ю., Горохова И.В., Гретченко А.И. Устойчивое развитие человеческого потенциала стратегический приоритет обеспечения национальной безопасности России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2024. Т. 21, № 3 (135). С. 77-91.
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 28.09.2025).
Карлина А.А., Данилина А.В. Кадровые проблемы в системе общего образования // Вестник Международного института рынка. 2023. № 2. С.104-109.
Соловьева М.И. Проблемы финансирования в сфере образования // Символ науки. 2020. № 9. С. 48-56.
Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические требования к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий // Гигиена и санитария. 2021. № 9. С. 998-1003.
Черникова И.Ю., Осипова О.П. Развитие профильного образования в современной России // Наука и школа. 2022. № 2. С. 40-50.
Сизова О.В., Кузнецова И.А., Рычихина Н.С. Анализ оснащенности общеобразовательных организаций России компьютерной техникой // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. № 1 (65). С. 37-45.
Ярославцев В.Л. Новые цифровые инструменты в работе педагога // Вестник науки и образования. 2023. № 8 (139). С. 62-65.
Гулюгина А.А., Чащина Т.В. Уровень жизни домохозяйств с детьми в современной России: факторы риска // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 4. С. 556-571.
Мареева С.В., Слободенюк Е.Д. Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей // Пространство экономики. 2022. № 3. С. 98-115.
Дормидонтов Р.А. Проблема успеваемости и успешности обучающихся в свете социальных изменений развития общества и образовательных систем // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5. С. 1-15.
Тищенко А.С., Токарева Г.С. Как сократить цифровое неравенство в школьном образовании // Экономическое развитие России. 2022. № 3. С. 41-47.
Буренкова Н.В., Быкова И.В., Тонких А.П. Дистанционное обучение как фактор повышения уровня школьного образования в постпандемийный период // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 226-234.
Ажмухамедов И.М., Кузнецова В.Ю. Информационная безопасность в цифровой образовательной среде: анализ информационных рисков и выработка стратегий защиты школьников от негативных последствий цифровизации образования // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2020. № 3 (51). С. 74-83.
Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения: 19.09.2025).
Общее образование // Минпросвещения России. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (дата обращения: 02.10.2025).
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года (утв. Правительством Российской Федерации). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411156963/?ysclid=mfaywub21e508893501 (дата обращения: 02.10.2025).
Шугаль Н.Б., Бондаренко Н.В. Расходы населения на образование детей и молодежи: анализ статистических и социологических данных: информационный бюллетень / Нац. исслед. ун т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. С. 14-17.
Россияне рассказали о причинах перевода детей на семейное обучение // Газета.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/family/news/2023/10/02/21404791.shtml?updated (дата обращения: 02.10.2025).
Педагоги и наставники // Национальные проекты. URL: https://национальныепроекты.рф/new-projects/molodezh-i-deti/pedagogi-i-nastavniki/ (дата обращения: 02.10.2025).
Министры обрисовали депутатам контуры новой стратегии образования до 2036 года // Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/02/12/1091591-ministri-obrisovali-konturi-novoi-strategii-obrazovaniya (дата обращения: 02.10.2025).
Учителя в помощь репетиторам: что предлагает Стратегия развития образования // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/12/06/uchitelia-v-pomoshch-repetitoram-chto-predlagaet-strategiia-razvitiia-obrazovaniia.html?ysclid=m7vptl4fo850997899 (дата обращения: 02.10.2025).