ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы

  • Т.Н. Барсова Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
  • Н.В. Тарасова Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
  • Н.А. Грешневикова Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu2-32022434-441

Ключевые слова:

конкурентоспособность предприятия, критерии конкурентоспособности, направления повышения конкурентоспособности, маркетинговая политика, стратегические и тактические задачи маркетинговой политики

Аннотация

Современные посткризисные условия, сложившиеся в экономике страны и на предприятиях, несмотря на экономические ограничения, не отменяют рассмотрение конкуренции в отраслевой среде и вынуждают предприятия постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. В посткризисных условиях экономики этого можно достичь за счет сложившихся резервов повышения эффективности работы, поиска инвесторов и последовательного повышения результатов своей деятельности.

Важным направлением повышения конкурентоспособности предприятий является правильное представление их конкурентных преимуществ для создания и поддержания определенного имиджа в экономической, социальной и отраслевой среде, что и является основной задачей маркетинговой политики.     

С статье подробно рассматривается классификация основных критериев конкурентоспособности предприятия по наиболее важным уровням. Для каждого уровня приводятся критерии и методы оценки, а также ключевые характеристики.

Подчеркивается, что основой конкурентоспособности предприятия является совокупность его конкурентные преимуществ, среди которых особое внимание отводится эффективности маркетингового потенциала. Рассматриваются основные направления повышения конкурентоспособности предприятий для реализации целей их развития.

Приводится и анализируется модель структуры маркетинговой политики в рамках стратегического маркетинга.

В статье анализируется структура службы маркетинга, которая должна учитывать деятельность по следующим направлениям и целевым программам по: регионам; сегментам рынка; заказчикам (потребителям); качеству обслуживания; стоимости и т.д.

Эффективность маркетинговой политики состоит в том, что разработанная и реализуемая политика обеспечивает запланированную прибыль и рентабельность предприятия при наиболее оптимальных затратах на маркетинговые мероприятия в рамках этой политики.

Авторы приходят к выводу о том, что современный маркетинг по существу является непрерывным экономическим, общественным и технологическим процессом взаимодействия предприятия с рынком и его потребителями, способствующим повышению уровня его конкурентоспособности.

Список литературы

Арсеньева Н.В., Путятина Л.М. Потенциал маркетинга предприятия и возможности его развития в современных условиях // Вестник университета. 2021. № 3. С. 59-65.

Арсеньева Н.В., Путятина Л.М. Методические аспекты разработки стратегии машиностроительных предприятий при выходе из кризиса // Вестник университета. 2021. № 3. С. 59-65.

Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / под ред. Ю.Н. Каптуревского; пер. с англ. СПб.: Питер, 2016 480 с.

Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений: Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений / пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2016. 375 с.

Капон Н., Колчанов В., Макхалберт Дж. Управление маркетингом: учебник для вузов / под ред. В. Б. Колчанова; пер. с англ. СПб.: Питер, 2018. 832 с.

Пичурин И.И. Особенности промышленного маркетинга в России на этапе импортозамещения. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2015. 182 с.

Романовская Е.В., Андряшина Н.С., Кугаколова А.О., Анисимова А.Е. Подход к анализу маркетингового потенциала современного предприятия // Московский экономический журнал. 2020. № 5. С. 638-642.

Самолдин А.Н. Системный подход к маркетингу инноваций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 15. С. 149–153.

Загрузки

Опубликован

11.03.2022

Выпуск

Раздел

Региональная и отраслевая экономика